на главную страницу

Ратислав
Сергей
Цель:
1. Совершить пеший переход между пл. 91 км Рижской ж/д и озером Глубоким (к северу от Дорохово), далее на автомашине поехать в Дубну, а оттуда домой в Москву.
Картина нашего пути
Использованный картографический материал: генштабовская карта-километровка, GPS-навигатор Garmin Vista, Google-космоснимки района.
скачать трек и точки
Варианты маршрута:
1) максимум: пл. 91 км - Успенское - Рождествено - ур. Горки (ночёвка) - Ивойлово - Новая - Матвейцево - Борзецово - Мытники - берег Озернинского водохранилища (ночёвка) - Старое - Ильинское - Петряиха - Шейно - оз. Глубокое.
2) минимум: пл. 91 км - … - Матвейцево - Старое - берег Озернинского водохранилища (ночёвка) - Ильинское - Петряиха - Шейно - оз. Глубокое.
Описание пути следования.
16.09.2009
Данный выход в лес был необычен тем, что он состоялся в будние дни: у Сергея неожиданно начался отпуск, а у меня были выходные между дежурствами.
15.47-17.41: доехали электричкой от Рижского вокзала до пл. 91 км.
От проксимального конца платформы идёт тропинка к дачному участку южнее ж/д.
18.05: проходим по грунтовке через дачный посёлок, расположенный под ЛЭП ЮВ-СЗ. Здесь есть продуктовый магазинчик, где мы закупились хлебом и творогом.
Сначала мы хотели пойти вдоль ЛЭП на СЗ, чтобы найти пересечение с ЛЭП на ЮЮЗ, и по ней пойти в сторону Рождествено. Так прошли немного, но потом подумали, что лучше в сумерках ходить по дорогам, чем по неизвестной ЛЭП.
Идём дальше на Ю, в сторону Новорижского шоссе.
18.25: напротив магазинчика стройматериалов переходим шоссе. Здесь же начинается хорошая грунтовка на Ю к дачному посёлку.
18.36: проходим дачи. Короткая тропинка от самого "южного" домика идёт на ЮЗ и через 35-40 м вливается в бетонку в Успенское.
18.50: проходим пруд на северной окраине Успенского.
19.00: прошли Успенское. Наблюдаем ту самую ЛЭП в трёхстах метрах к З, по которой собирались идти в Рождествено, и заросли огромного борщевика на обочине и в поле. Понимаем, насколько правильно мы поступили, когда пошли по дороге, а не по борщевику.
19.05: по автодороге идём в Рождествено.

Дорога из Успенского в Рождествено

19.23: проходим Рождествено и на шоссе поворачиваем направо, в сторону Новорождествено.
19.45: проходим домики под названием Новорождествено.
20.01: подходим к месту, где на картине местности обозначена развилка шоссе (на Ю) и грунтовки (через лес на З).
На самом деле здесь давно построен дачный посёлок с закрытыми воротами. Приходится обходить посёлок вдоль забора по тропинке с южной стороны.
Эта тропинка вскоре входит в лес и рассыпается. Идём через лес на СЗ, держась недалеко от забора, чтобы на другом конце посёлка, "на выходе из него", найти остатки грунтовки. Действительно, грунтовка есть, но другая, но идёт в нужном направлении, поэтому мы по ней и пошли. Она привела нас на большую поляну в 300-400 м к З от шоссе.

20.30: мы подумали, что именно здесь лучше всего заночевать: сухо и красиво.
17.09.2009
8.00: я проснулся и начал готовить завтрак (гречку мы замочили с вечера, оставалось подогреть её с тушёнкой на горелке и вскипятить чай).
8.50: проснулся Сергей. Завтрак. Сборы.
10.30: выходим с места ночной распаковки.

Бурелом и я

Поляна, на которой мы стояли, скорее всего, является местом охоты на диких птиц. Все человеческие тропинки обрываются на дальнем от посёлка конце поляны. Нам пришлось идти по целинному лесу, с поваленными деревьями и оврагами.
Идти тяжело. Держимся направления на З, чтобы попасть в урочище Горки (в котором собирались ночевать накануне).
11.05: преодолеваем большую поляну, заросшую кустарником и малиной. Среди травы попадаются старые пеньки. С такой вырубки должна идти лесовозная дорога.
11.36: обнаружили необходимую грунтовку на дальнем от нас конце поляны.
11.48: присели отдохнуть.

Грунтовка в ур. Горки

С самого утра не дают покоя лосиные вши - большие летающие насекомые, которые прыгают с веток и листьев нам на одежду и волосы и очень крепко там держатся. Но эта вошь не кусается, так как она лосиная, а не человеческая. Но всё равно очень неприятно.
От места нашей короткой распаковки начинается сухой участок грунтовки, идти по нему одно удовольствие.

Ванна в Разварне у трубы

12.03: почти в центре урочища Горки (большая-большая поляна) от "нашей" грунтовки влево на ЮЮВ уходит хорошая грунтовка в сторону Козлово. Нам туда не надо.
12.18: перешли по трубе речку Разварню. Хотя и не собирались этого делать, так как искали обозначенную на карте дорогу на ЮЗ в сторону Ивойлово. Но её нет в действительности! Пришлось делать крюк и идти сначала на СЗЗ, потом ровно на Ю.
13.18: присели отдохнуть недалеко от речки Шиловки. За речкой начинается грязная разбитая грунтовка в сторону Ивойлово.
14.04: проходим очередную поляну.
14.29: в поле с красивой панорамой сидим и обедаем (большой холодный перекус).
15.12: уже внутри Ивойлово проходим по плотине.
15.15: вышли на шоссе Сычёво-Покровское.

По дороге в Ивойлово

На плотинке в Ивойлово
15.33: рядом с автобусной остановкой есть продуктовый магазин, в котором мы купили сок и печенье. На остановке ещё раз перекусили.
Здесь мы немного заспорили о том, как лучше попасть в Новую. Сергей предлагал пройти через Притыкино, Пупки и Самошки и, не заходя в Новую, пройти до Матвейцево, потому что там дорога точно асфальтовая, а предлагаемый мною путь лежит через навозное хранилище. Но "асфальтовый" путь - это как бы треугольник, а мы бы шли по двум сторонам. Поэтому я, опираясь на когда-то виденные мною космические снимки этого района, убедил его пойти по прямой, так как, на мой взгляд, там должна быть грунтовка в дачный посёлок (южнее Ивойлово). Так мы и пошли.
16.28: по автодороге мы дошли до речки Хабня и большой ЛЭПины В-З. Здесь хорошая грунтовка поворачивает на З к дачам, а мы идём по хилой грунтовочке на Ю.
16.53: прошли через лес и сели отдохнуть в середине поля. Красивейшее место! Сидели полчаса.
17.42: переходим речку Каменку по трубе. Вскоре начинается деревня Новая.
С южной окраины идёт бетонка на СЗ, как показано на картине местности. Мы идём и ждём, когда дорога начнёт поворачивать налево, на ЮЗ в сторону Матвейцево 2-го.
18.22: ожидание затянулось.
Судя по GPSине, поворот мы давно прошли. Решили присесть отдохнуть, а Сергей вызвался сходить вперёд на разведку.
19.01: прошло довольно долго времени, Сергей вернулся и рассказал, что единственный достойный левый поворот ведёт в какую-то заброшенную военную часть (он был возле неё к 18.47), а все остальные пути ведут, видимо, в Самошкино.
Время уже позднее, смеркалось. Мы приняли решение заночевать рядом с дорогой, а на следующий день вернуться чуть назад и получше поискать грунтовку на ЮЗ.
19.17: нашли поляну, я начал ставить палатку, а Сергей опять побежал в разведку, но теперь в обратном направлении, в сторону Новой, в поисках завтрашней грунтовки.
В тот вечер нам крупно повезло: только я поставил не торопясь палатку и убрал рюкзаки под тент, как припустил довольно сильный ливень. Я-то отсиделся в палатке, а вот Сергей сильно промок. Дело в том, что он взял "непромокаемую" куртку, которую собирался проверить на эту самую непромокаемость. И проверил - промокает.
18.09.2009

Подъём был около 8.00, завтракали разводной картошкой с тушёнкой и чаем.
10.30: вышли в путь.
Мы уже давно поняли, что до озера Глубокое мы сегодня не успеваем, поэтому решили сократить маршрут и закончить его на Озернинском водохранилище.
Накануне Сергей, бегая в разведку, обнаружил несколько грунтовок разной степени проезженности, уходящих от бетонки на Ю. Немного вернувшись от места ночёвки в сторону Новой, мы выбрали самую "протоптанную" из грунтовок и свернули на неё.

11.11: счастье было недолгим: грунтовка обошла поле, упёрлась в лес и растворилась. Пришлось нам опять идти вперёд по компасу, проламываясь через кусты, перелезая поваленные стволы и постоянно снимая с себя лосиных вшей.

Недалеко от поворота шоссе и Борзецово

12.04: нашли в лесу грунтовку СВ-ЮЗ, по которой и пошли в Матвейцево 2-ое.
12.20: вышли на границу леса и поля к СВ от Матвейцево 2-го и присели отдохнуть. Здесь поле расположено на холме, поэтому пейзаж предстаёт красивый и глубокий. Сидим и отдыхаем.
12.44: пройдя по полю, мы вышли на автодорогу Матвейцево-Малые Горки-Старое и пошли по нему на Ю, в Борзецово.
13.23: на левом повороте автодороги в Старое сворачиваем направо на хорошую грунтовку в Малые Горки и Борзецово. Погода портится, накрапывает дождик.
13.41: присели отдохнуть, переждать дождик и перекусить под деревом на подъёме грунтовки с Малых Горок в Борзецово. Странно, что эти домики названы самостоятельным названием - ведь расстояние между ними не больше 300 метров.
14.10: поднимаясь дальше по грунтовке мы обошли маленький карьер справа и подошли к храму. Он "без окон, без дверей", местами без крыши, но, судя по объявлению, службы в нём иногда проходят.

На космических снимках здесь была видна хорошая грунтовка на Ю в сторону Ельников. Но мы нашли её не сразу, так как самое начало дороги скрывалось во дворе дома, а дальше она была перепахана трактором. Но за полем она стала очевидна. По ней мы и пошли на Ю.
14.43: подошли к огромной луже, которая при ближайшем рассмотрении оказалась речкой, разлившейся после ночного долгого дождя.
Я попытался найти переход посуху где-нибудь рядом в кустах, но нашёл только заросли злой крапивы. Пришлось разуваться и переходить 5 м воды босиком. Глубина до голени, но под водой есть колея, где может быть выше колена.
15.17: обулись, позагорали на солнышке и продолжили путь на Ю по грунтовке.
15.20: очень скоро вышли на развилку "вправо-влево".
Решили пойти направо на ЮЗ, так как на картине местности была изображена грунтовка, которая проходит через лес по дуге и выходит к Мытникам, куда нам и надо было. Левая грунтовка идёт почти прямо на Ю в Ельники, а оттуда в Мытники - это я помнил по космоснимкам.
15.34: пришли на маленькую охотничью полянку с кормушками для лосей и домиком-тиром. Тоесть тупик. Следов какой-либо дороги дальше или хотя бы тропинки нет. Разворачиваемся и идём назад к развилке, чтобы идти к Ельникам.
15.44: вернулись к развилке. Грунтовка очень живописная: поля, стога сена, облака, солнце.
16.05: переходим разлившийся мелкий ручей. Кое-где впереди и сбоку видна большая вода заливов Озернинского водохранилища.
16.23: на подходе к Ельникам переходим по деревянному мостику ручей. Почти сразу начинаются дома Ельников.
Нашли дачника и расспросили его о короткой дороге в Мытники. Нужно идти к западной окраине Ельников, а там в поле уходит грунтовка к разрушенной ферме. Она-то и ведёт на бетонку в Мытники.
16.42: по бетонке переходим ручеёк рядом с фермой.
17.00: переходим шоссе Нововолково-Хотебцово.
Здесь же начинаются дома Мытников. Здесь же есть колодец. Набираем воду на ужин и завтрак и идём к берегу. За Мтниками начинается маленький, но очень богатенький коттеджный посёлок. Его охрана не хотела нас пускать, но за 100 рублей мы с ними договорились и прошли. Берег зарос борщевиком, мест для того чтоб поставить палатку очень мало. Видно, что даже шашлыки здесь редко жарят. Хотя сам берег песчаный, купаться было бы приятно.
17.35: остановились возле одного из сходов к воде и заночевали.
19.09.2009
Ещё перед этим выходом в лес мы договорились с Мишей, что он заберёт нас с берега и увезёт на машине в Дубну с целью продолжения совместного отдыха.
Около 11 часов утра мы поняли, что он сильно опаздывает, и решили пойти ему навстречу. Для чего вернулись до шоссе в Мытниках, повернули направо и пошли в Нововолково. Всего около 4 км.
На "Т"-образном пересечении "нашего" шоссе и Окружной подмосковной автодороги мы и встретились. И уехали.
Заключение:
1. Пройдено (по данным ЖПСины) 9,58 + 22,64 + 19,48 = 51,7 километров за 11 часов 15 минут "чистого" ходового времени. Время остановок составило 6 часов 50 минут, таким образом "грязное" ходовое время равно 18 часов 5 минут. Средняя скорость 4,5 км/час, общая скорость 2,8 км/час.
2. Ночью температура воздуха была около +5-7°С. Днём температура воздуха достигала +17°С. Изредка днём шёл дождик. В целом, погода была очень хорошая.
3. Личное и групповое снаряжение уже столько раз было испытано, что проверять его не пришлось.
Выводы:
1. Хороший маршрут для двуночёвочного похода: включает в себя хорошие расстояния, несложные естественные препятствия, водоёмы и красивые пейзажи.
2. Игры Варваров могут быть проведены в районе ур. Горки: лес нетронут цивилизацией на большом протяжении, однако у него есть понятные и видимые на местности границы (река, дороги, поля), есть вода и пути подъезда на автотранспорте.