на главную страницу

Отчёт о выходе 4-6.01.2007

от ст. Каналстрой до пл. Семхоз

Состав группы: Ратислав Рома (с 5.01.07)
     
картина нашего пути

Сергей

(до 5.01.07)

Алексей

(до 5.01.07)

 

 

   

Варианты маршрута:

1. Максимальный: пл. Каналстрой Савёловской ж/д - Подчерково - Внуково - Кузнецово - Вороново - Башлаево - Васильевское - Царевское - ур. Сабурово - Воронцово - Благовещенье - ст. Сергиев Посад Ярославской ж/д.

2. Умеренный: ст. Дмитров Савёловской ж/д - Подчерково - Внуково - Кузнецово - Вороново - Башлаево - Васильевское - Костромино - Ворохобино - пл. Семхоз или ст. Хотьково Ярославской ж/д.

3. Минимальный (в случае непредвиденных затруднений или травм): с выходом к югу на Окружную ж/д, где ходят поезда до Савёловского вокзала.

       

Цель:

1. Пройти каким-нибудь из вышеозначенных маршрутов

2. Проверка личного зимнего снаряжения: спальники с t° комфорта до -10°С, коврики туристические, одежда, обувь (я пошёл в новых ботинках-берцах).

3. Продолжение освоения данного района: раньше мы здесь ходили несколько раз в районе ст. Костино.

Использованный картографический материал: картина Московской области 1:100000 и GPS-приёмник Garmin GPS-72, а также снимки Google этого района из космоса.

скачать точки и трек

     

Описание пути следования.

4.01.07

10.25 - 11.50: электричкой Москва-Сав. - Савёлово мы доехали до пл. Каналстрой.
Начинаем движение по асфальтовой дороге в сторону шоссе Дмитров - Орудьево.

12.05 - 12.20: на перекрёстке около этого шоссе есть продуктовый магазин, где мы закупаемся водой (просто забыли взять).
Пройдя около 50 метров по шоссе на Ю, мы сворачиваем во дворы налево по ходу движения. Здесь - за гаражами - мы нашли тропинку, по которой можно срезать путь до Подчерково.

12.44: проходим через центр Подчерково. Около полуразрушенной церкви поворачиваем на Ю. Здесь просёлочная автодорога идёт от Подчерково к шоссе Дмитров - Каменки.

 

дом-башня

13.02: устраиваем небольшую распаковку недалеко от шоссе Дмитров - Каменки. Шоссе расположено на дне длинного оврага, поэтому с нашего склона видно противоположный склон, тоесть д. Игнатовка и грунтовку к ней от шоссе. Конечно, мы предпочли идти по грунтовке, а не по шоссе.
13.23: проходим д. Игнатовка. Тропа через овраги ведёт к дачному посёлку на ЮВ.

 

Подъём в Кунисниково по грязи со снегом.

13.37: переходим шоссе Дмитров - Внуково. Здесь есть небольшое кладбище.
13.45: переходим по грунтовке речку на дне оврага между дачами и Кунисниково.

 

13.54: сели передохнуть после подъёма по склону очередного оврага на окраине Кунисниково.
14.09: проходим через центр Кунисниково.

Памятник погибшим защитникам Родины в Великой Отечественной войне.

   
Улица Кунисниково выводит нас на автодорогу Внуково - Кузнецово.

14.34: небольшая распаковка на конечной остановке 29 автобуса в Кузнецово.
На ЮВ окраине Кузнецово есть МТФ, от которой грунтовка идёт на ЮВ. По ошибке мы сначала хотели пойти по ней, но, во-первых, нас не пустили рабочие, сказав, что эта МТФ - частная территория, а во-вторых, нам действительно не надо было туда ходить, так как нужная нам грунтовка шла ровно на В от восточной окраины Кузнецово.

горы на горизонте

15.14: переходим по грунтовке через речку Вожжа. Продолжаем путь на В по этой грунтовке.
15.22: небольшая распаковка в поле. Любуемся красивым ясным небом.
15.35: переходим речушку в небольшом овраге.
15.56: переходим речушку в небольшом овраге. На том берегу грунтовки уже нет. Идём через поле на В.
16.07: переходим речку по трубе газопровода, которая в этом месте выходит из-под земли.

На другом берегу нас встречает неприятный запах навоза. Мы ускоряем шаг, чтобы побыстрее оказаться на автодороге на другом конце поля, откуда дует ветер.
16.15: достигли автодороги свх. Буденовец - Вороново. Небольшая распаковка. Наблюдаем красивый закат Солнца.
Идём в Вороново.

16.40: проходим по южной окраине Вороново.
16.54: нашли грунтовку в лес на ЮВ от Вороново, недалеко от церкви и конечной остановки 51 автобуса из Дмитрова.
Небольшая распаковка с фотографированием восходящей Луны.

Продолжаем путь по грунтовке на ЮВ в сторону леса. Очертания дороги угадываются под снегом с большим трудом. На краю леса мы её даже потеряли, и я уже решил, что придётся идти без дороги, по компасу через лес. В темноте. Но нам повезло: мы скоро увидели снегокатные следы, которые вывели нас на нужную нам тропу. След был утоптанный и виднелся отчётливо даже в темноте, а уж с фонариками тем более.
17.36: проходим развилку. След пошёл налево, и мы - за ним.
17.58: нашли относительно ровное место в лесу и с дровами. Устраиваем ночную распаковку.

Мы отошли всего на 2 км от автодороги, так как ожидали рано утром прибытие Ромы из Москвы, и соответственно, кому-то из нас надо было бы утром пойти его встречать.

Приготовление чая заняло у нас рекордно короткое время - 40 минут от начала собирания дров и до разливания его по кружкам. Это получилось потому, что Сергей поспорил с Алексеем на пакет пряников, что чай не успеет приготовиться. Поэтому мы и торопились. А ужин занял, конечно, больше времени, так как мы топили для него снег.

 

 

5.01.07

Я по привычке проснулся в 7.30 и связался по телефону с Ромой, который, как выяснилось, опоздал на нужную раннюю электричку и теперь не успеет на единственный утренний автобус до Вороново. А это значит, что нам следовало поторопиться, чтобы успеть к новому месту встречи в районе д. Башлаево, а это 5-6 км на ЮВ от нас.

8.10 - 11.30: "грязное" время собирания дров, готовки завтрака (сухая картошка, тушёнка, фасоль, чай) и сборов.

За ночь мы растопили снег под палаткой, тоесть тепло от тел проходило под туристические коврики, но холодно не было.

Продолжаем путь по заснеженной тропе на ЮВВ.

11.54: проходим пересечение с другой заснеженной грунтовкой. На картине местности она не обозначена.
Тропа вышла к поваленной охотничей вышке и пропала. Дальше мы шли по лосиной тропе.

12.08: тропа вышла на просеку С-Ю. Прямо по ходу находился березняк без каких-либо признаков тропы через него. Это означало, что мы потеряли тропу на ЮВ, но получили хорошую просеку С-Ю. Я решил, что лучше будет пойти по ней на Ю, чтобы пересечься с просекой З-В и повернуть на ней на В, соответственно. И там, может быть, пересечься с "нашей" потерянной тропой на ЮВ.

12.23: вышли на просеку З-В и повернули на В. Здесь совпадение с картиной местности полное!
12.31: пересекаем грунтовку ССВ-ЮЮЗ, идущей, предположительно, от пл. "69 км" в ур. Велюшки. Небольшая распаковка.
12.55: пересекаем просеку С-Ю. Просека на В, по которой мы идём, становится отсюда хуже, завалена брёвнами и заращена кустарником. Но идти надо именно туда.
Переходим очередной овраг и попадаем на грунтовку на ЮВ. Судя по данным GPS и картины местности, это искомая грунтовка, по которой мы сможем попасть в Башлаево.

13.16: небольшая распаковка с перекусом.
13.38: пересекаем просеку С-Ю. Здесь уже есть свежие следы нескольких людей, что значит скорое появление жилья.

14.03: встретились с Ромой в 1 км на СЗ от Башлаево, около ЛЭП, в том месте, где она поворачивает с ЮЗ на В.

Рома ждал нас около 30 минут. Он приехал в Дмитров около 10 часов утра, в 10.27 сел на электричку до ст. Костино, а оттуда через дачные участки прошёл вдоль ЛЭП до места встречи (в основном, по лесу, так как на самой ЛЭП лежал глубокий снег).

Мы немного перекусили и пошли на В вдоль ЛЭП в Ярыгино. Мы шли по краю леса, так как идти под проводами было очень сложно из-за снега по колено и большого количества мелких деревьев на земле, срубленных, видимо, по осени с целью очистки пространства под проводами.
15.20: вышли на окраину дачного посёлка. Небольшая распаковка с перекусом.
Продолжаем путь по просёлочной дороге в сторону Ярыгино. Прямой дороги от дач до Ярыгино, как нарисовано на картине местности, на самом деле нет, поэтому нам пришлось сделать небольшой крюк в 2 км.

16.10: проходим Ярыгино.
16.16: сидим на остановке 31 автобуса недалеко от Ярыгино.

Здесь Сергей и Алексей покинули меня и Рому и поехали на автобусе до Хотьково. Автобус уходил от остановки нескоро - в 17.10, поэтому мы с Ромой не стали ждать, а взяли у отъезжавших часть продуктов для себя и пошли по дороге в Васильевское.
16.49: проходим по автодороге по дамбе, пруд расположен справа по ходу движения.

17.00: проходим Васильеское, покупаем пиво в магазинчике. Немного посовещавшись, мы решили пройти сегодня до леса к СВ от Костромино, для того чтобы завтра уже попасть в ур. Сабурово.
Идём по шоссе в сторону Костромино. Наблюдаем проезжающих мимо нас ребят в автобусе.
17.37: проходим Костромино.

От окраины Костромино по направлению к лесу идёт разбитая тракторами грунтовка, которая не обозначена на картине местности.
17.47: по этой грунтовке мы подходим к краю леса. Здесь же проходит ЛЭП З-В.
Продолжаем путь на СВ по компасу через лес, но недолго, так как скоро попадаем на тропу, которая виляет по краю леса.

17.58: встречаем развилку на тропе, идём по правой ветке на СВ. Скоро тропа окончательно сворачивает в лес и идёт ровно на СВ. Через 200-300 метров тропа вливается в грунтовую дорогу С-Ю, которая, как водится, на картине отсутствует.
18.16: короткая распаковка с перекусом и одновременным поиском места для ночёвки. Но здесь везде склон и ставить палатку практически негде, поэтому мы идём немного выше по грунтовке.
18.58: нашли достаточно ровное место и встали на ночную распаковку.

6.01.07

8.00 - 10.40: время от момента, как я вышел из палатки, до того, как мы вышли в путь. Снег мы не топили, так как осталось много воды, варили гречку с тушёнкой, Рома пил кофе, я - воду.

Мы собирались быстро, так как планировали в обед уже приехать в Москву. Некоторое время мы размышляли, куда пойти со стоянки: в Сергиев Посад, Семхоз или Хотьково.
До Хотьково было около 10 км (по асфальтовым дорогам), до Семхоза - около 12 км (по просекам и лыжням), до Сергиева Посада - около 14 км (через ур. Сабурово, далее по просёлкам, а потом по городу). Мы сошлись на среднем варианте - до пл. Семхоз.

 

10.43: я сходил по грунтовке на С, наверх по склону. Буквально через 100 метров дорога плавно поворачивала на В и упиралась в просеку С-Ю. По данным Gpsины выходило, что мы отошли на 1,5 км на СВ от Костромино.
Идти на С по этой просеке не было смысла, так как мы уже не собирались проходить через Сабурово, а идти на Ю можно было и по той грунтовке, около которой мы ночевали.

10.55: грунтовка идёт через овраг со свежесрубленным и поваленным лесом. Нам осталось непонятно, почему лес рубили именно здесь, в овраге, ведь известно, что лес укрепляет склон.
За оврагом мы увидели дома и решили, что это Лазарево.

11.07: мы не угадали. Это был очередной дачный посёлок. Дорога от него идёт к дороге в Костромино, по которой мы шли прошлым вечером. От дачного посёлка на В видна огромная насыпная гора с очень крутыми склонами (до 45°), мимо неё идёт широкая-широкая ЛЭП. По картине местности видно, что гора находится между нами и Лазарево.

У меня была идея пойти вдоль ЛЭП в Лазарево, чтобы оттуда попасть в Ворохобино, но взглянув на картину местности внимательно, я отказался от этой затеи. Дело в том, что дороги между Костромино, Лазарево, Ворохобино и Новинками образуют как бы параллелограмм, причём путь от Костромино до Лазарево - по лесу, а остальные пути - по асфальту. Эксперименты с заснеженными ЛЭПинами в последний день пути я не люблю, поэтому мы пошли к шоссе в сторону Новинок.

От моста через речку Имбушка в сторону МТФ через поле идут снегокатные следы, срезая немного угол, который образует шоссе. Мы идём по этим следам на ЮВ.
11.28: выходим на шоссе и движемся дальше в сторону Новинок на ЮВ.
11.41: проходим Новинки. Дачные дома расположены по обе стороны дороги. Река Имбушка запружена, пруд до 150 метров в длину и до 50 метров в ширину.
На перекрёстке поворачиваем в сторону Ворохобино.

12.13: короткая распаковка на автобусной остановке в Ворохобино. Я узнаю эти места, так как мы уже бывали в этом районе около года назад. Тогда мы шли от пл. Семхоз к ст. Костино, тоесть в обратном направлении.

В Ворохобино образуется перекрёсток неравнозначных дорог Новинки-Воронцово и Лазарево-Шапилово. На этом пересечении мы повернули на Ю в сторону Шапилово, чтобы пройти до Окружной железной дороги.
Дорога расчищена от снега только до края леса, потом обычная заметённая снегом грунтовая дорога. Наверное раньше, когда не было Окружной железной дороги, эта грунтовка была автомобильной, но сейчас через рельсы не оборудован переезд, поэтому тут люди только ходят.

12.45: пришли к железной дороге. Путь одноколейный.
Идём на СВВ по шпалам.
13.04: проходим по железной дороге через овраг, внизу есть ручей.
13.15: короткая распаковка.

Сворачиваем с дороги в лес на Ю, чтобы найти мост через речку Пажа.
13.42: нашли мост (продольные подгнившие брёвна), переходим речку, идём по лыжне на ЮВ. Лыжня растаявшая, кое-где проступает земля из-под снега. В основном, лыжня идёт по пойме речки, поэтому часто приходится переходить через ручейки и собственно речку, а также большие лужи. На лыжах такие проталины проходить легко, а вот в ботинках можно и провалиться и промокнуть. Но нам повезло и мы не провалились. Прошлой зимой здесь были сугробы по бедро и больше.
Через метров 400 от моста "наша" лыжня пересекается с другой: мы поворачиваем направо, на Ю. Однако, скоро эта лыжня поворачивает на ЮЗ. Для нас это не очень удобно, так как нам надо на ЮВ или В.
14.06: пришли на перекрёсток просек. Здесь стоит столбик с номерами секторов: "67, 68, 81, 82". По этому столбику мы точно определили своё местоположение. И пошли на В.

14.27: вышли на широкую ЛЭП С-Ю. Небольшая распаковка.
Погода испортилась, начался мокрый снег со встречным ветром. Из-за этого мы решили идти дальше по лесу на В, где меньше ветер, а не по ЛЭП на Ю, где ветер дует в лицо.
15.01: просека с лыжнёй привела нас к огромной яме около 20 метров в диаметре, обозначенной на картине в 2 км к СЗ от пл. Семхоз.

Происхождение её мне непонятно. Дно чуть пониже уровня местности, ровное, поросло молодыми тонкими берёзками. Края круглые и ровные, с невысоким бруствером. Такие бывают у кратеров в месте падения метеоритов. А может, это какое-то захоронение отходов, а может быть так осушали окрестное болотце. Местные жители около этой ямы праздновали Новый Год, украшали ёлку и гуляли вокруг неё по брустверу.

Мы идём дальше по свежим следам снегокатов и внедорожника с общим направлением на Ю.

15.19: приходим в дачный посёлок Семхоз в том месте, где из него выходит автодорога в Шапилово.
Идём по посёлку к станции.
15.50: пришли на платформу. Электричка на Москву ушла в 15.47. Придётся ждать следующую.
16.26: уезжаем на электричке в Москву.

Заключение:


1. Был пройден "умеренный" вариант маршрута.

Пройдено (мною) 17,59 + 18,17 + 17,67 = 53,43 км за 6 ч 10 м + 7 ч 30 м + 5 ч 10 м = 18 часов 50 минут ходового "грязного" времени. "Чистое" время подсчитать сложно, так как в целях сбережения зарядки аккумуляторов я выключал GPSину и прятал её под одежду для обогревания, поэтому время различных привалов, перекусов не учлось. Значит, средняя скорость равна примерно 2,83 км/час. По данным GPSины она равна 3,4 км/час, а максимальная скорость движения приближается к 4,4 км/час.
Остальные ребята прошли почти по 35 км за два ходовых дня.

2. Отзывы о снаряжении:

1) В качестве обуви я и Рома использовали новые кожаные ботинки-берцы с гортексовым вшитым носком и вставными чунями. Я на ноги одел обычные х/б носки.
Обращает на себя внимание тот факт, что в первый день пути, когда был лёгкий мороз до -3°С к вечеру, ноги практически не промокли и ногам было комфортно, а вот во второй и третий день, когда началась очередная оттепель до +5°С, ноги ощутимо промокли и вне ходьбы было даже холодно. Видимо, гортексовые вставки не успевали эту влагу отводить.
Почему так получилось? Я думаю, что в данном температурном диапозоне (±5°С) объяснить этот парадокс "чем холоднее на улице, тем теплее ногам" можно, если вспомнить о свойствах кожаной обуви и её толщине. Кожа впитывает влагу, которая, соответственно, вытесняет воздух из неё, что приводит к уменьшению теплоизолирующих свойств кожи. Причём сила, с которой кожа впитывает влагу, видимо, гораздо сильнее той силы, с которой гортекс может эту влагу отводить.
В нашем случае - при минусовой температуре воздуха, - влаги на внешней поверхности обуви гораздо меньше: она в виде твёрдого снега и не тает, - между волокнами кожи остаётся воздух, и обувь греет. Однако при плюсовой температуре влага из тающего снега пропитывает кожу, потом гортексовую вставку, а потом и носки, и в результате нога замерзает.
Что же делать? Если температура во время выхода предполагается от -5°С до +8°С, следует надевать или резиновую обувь, или резиновые бахилы (предпочтительно) поверх любой обуви. В последнем случае влага на наружной поверхности кожаного ботинка всё равно накопится, но её общее количество будет намного меньше, так как это будет всего лишь влага конденсата, а не мокрый снег с лужами.

2) Я брал с собой "Покрывало спасателя" (такая блестящая плёнка 2х2 м), но не воспользовался им, так как было достаточно тепло спать и без него.

3) Я начал сомневаться в необходимости брать всю палатку целиком в такую погоду. По моему мнению, было бы достаточно и одного тента. Спальники достаточно тёплые, а вот внутренняя палатка своих качеств совсем не проявляет: дно промокает от тающего снега, стенки тоже тепло особо не держат. Зачем её такую с собой таскать?

4) Мы не взяли с собой в этот раз газовую горелку (забыли), но нам повезло, и никаких форсмажорных обстоятельств не возникло, мы обошлись готовкой на костре (даже быстрее получалось). Но всё-таки горелку надо брать в зимние выходы прежде всего как независимый источник огня и тепла.

3. Лесной массив в районе Буславль - Ярыгино - Башлаево - Костино - Вороново пригоден для Игр Варваров. Лес разделён хорошими просеками и грунтовками, но вместе с тем почти не тронут хозяйственной деятельностью человека. Это видно по большому количеству следов животных: лосей, зайцев, кабана.

4. Картина местности, в целом, соответствует реальности за исключением мелких "обычных" расхождений: дачи, мелкие грунтовки.

 

на главную страницу

Hosted by uCoz