на главную страницу

Отчёт о выходе 12 - 14.12.2008

ст. Рассудово - д/о "Плесково"

Состав группы:
Ратислав
Ольга

Цель:
1. Пройти маршрутом:
1) "максимум": ст. Рассудово - Капустинка - Долгино - Игнатово - Новиково - Акулово - Заболотье - Голохвастово - Филино - Лукошкино - Мешково - Никоново - пл. Вяткино - Панино - пл. 66 км.
2) "медиа": ст. Рассудово - … - Голохвастово - автобусом до м. "Тёплый Стан".
3) "минимум": ст. Рассудово - … - Игнатово - д/о "Плесково" - автобусом до м. "Тёплый Стан".
4) "миниморум": отойти от ст. Рассудово на несколько километров, а потом вернуться к ней.
2. Проверка личного снаряжения в условиях межсезонья (t° воздуха днём до -1-2°С, ночью до -5°С).

Использованный картографический материал:
GPS-навигатора Garmin GPS-72 не было, были только генштабовские карты района.
Варианты выхода с маршрута:
в случае каких-то непредвиденных обстоятельств можно уехать до ст. Столбовая с пл. Кресты и Новогромово Кольцевой железной дороге, которая проходит южнее выбранного маршрута, или воспользоваться автобусными маршрутами до Подольска и Москвы.

Описание пути следования.

12.12.2008
18.26 - 19.25: электричкой доехали от Киевского вокзала до ст. Апрелевка.
19.28 - 19.40: перебежали на соседний путь и сели в электричку до Наро-Фоминска, на которой и доехали до ст. Рассудово - нашего отправного пункта.
В тот день в расписании электричек произошли какие-то изменения, поэтому-то нам и пришлось ехать с пересадкой.
19.45 - 20.10: дошли по автодороге Рассудово-Кузнецово до Минского шоссе. Автодорога узкая с грязной и неровной обочиной, поэтому мы шли по проезжей части (по ПДД по той полосе, где лицом к встречному транспорту). Один раз какая-то иномарка чуть не сбила нас во время обгона по встречной полосе - пришлось отпрыгивать.
На картине местности в 400 метрах в сторону Москвы от перекрёстка изображена грунтовая дорога, идущая от шоссе в нужную нам сторону. Я изначально сомневался, что эта дорога действительно есть, но надо было проверить, так как идти по лесу в темноте не хотелось. Ну, мы и пошли вдоль шоссе искать грунтовку.
20.20 - 20.25: сидим в лесу и достаём фонари. Поиски не удались: прошли больше 500 метров, но не встретили даже намёка на грунтовку или её остатки. Пошли по лесу на 100°. Вскоре вышли к заросшей просеке с огромными лужами и без всякого сожаления пересекли её и пошли опять по сухому лесу.
20.40: повернули на грунтовку 160° и через 5 минут вышли на окраину большого населённого пункта. Вероятно, Яковлевское или те дома, которые на карте называются "лесничество". Идём по краю леса на В. Здесь много пикниковых мест и, соответственно, тропинок.
21.00 - 21.15: сидим и пьём чай.
Решили, что раз уж мы до сих пор не нашли никакой грунтовой дороги, то пойдём на Ю, чтобы выйти на автодорогу и уже по ней отойти подальше от посёлка и, свернув в лес, заночевать.
21.20: пройдя по тропинке на Ю всего-то 5 минут, мы вышли на хорошую грунтовую дорогу, которая шла в направлении В-З и вела явно в лес, а не к следующим домам. Конечно, мы обрадовались ей гораздо больше, чем асфальтовой автодороге. И пошли на В.
21.40: перешли речушку СЗ-ЮВ. Здесь Оля в темноте поскользнулась на скользком бревне и намочила обе ноги. Совместно мы приняли решение найти ближайшее место для стоянки и там заночевать.
13.12.2008
Подъём получился очень поздний, около 8.50. Сказалась усталость от будней. Уже полностью рассвело. Завтрак и сборы тоже получились длительные.
11.20: вышли с места ночной распаковки. Мы уже не торопились, так как ещё накануне вечером решили, что вариант "максимум" не пойдём.
Недалеко от нашей полянки пролегала просека СЗ-ЮВ, по которой мы пошли на ЮВ. Однако, вскоре она кончилась, растворилась среди деревьев. Пошли дальше на ЮВ по лесу и по компасу.
11.35: вышли на тропу СВ-ЮЗ. Тропа утоптанная, со свежими следами обуви. Повернули на ЮЗ, так как почти наверняка эта тропка должна вести в посёлок, от которого потом можно идти дальше на В.

11.40: очень быстро вышли к краю леса. По этому краю идёт хорошая грунтовая дорога на ЮВ (то, что надо). Впереди на ЮЗ молодые заросли берёзок, за которыми слышна асфальтовая автодорога (вероятно, Кузнецово-Долгино).
11.45 - 11.50: переправа по бревну через речку Черёмушку.
Речка широкая (до 2 м), глубокая (местами по бедро), машина сможет переехать реку вброд только в месте грунтовки. Никакого специального мостика мы не нашли, но по упавшему дереву сумели перебраться.
Здесь вдоль грунтовки проходит ЛЭП, необозначенная на карте.

Вот по этим брёвнам мы и перешли речку.

Мостик с поручнем в Долгино.

12.00: проходим развилку грунтовки. ЛЭП и ветка дороги поворачивают на СВ, а мы продолжаем идти на ЮВВ.
12.05: выходим на поле. Здесь грунтовка поворачивает на Ю вдоль края поля, а мы идём дальше на ЮВВ к домам. Нам нужно найти колодец, чтобы пополнить запасы воды.
12.25: по деревянному мостику перешли речку на краю Долгино.
12.30 - 45: сидим в Долгино.
Я прошёлся по деревне в поисках колодца и нашёл его в центре деревни, но он оказался заколоченный. Людей нигде не увидел, многие дома явно брошены.
Продолжаем путь на ЮВ в сторону Игнатово, чтобы там по мосту перейти р. Пахра.
13.05 - 30: подошли по грунтовке на ЮВ из деревни к краю леса и сели отдохнуть, попить чаю.

Здесь мимо нас прошли (в сторону Игнатово) первые встречные люди - два охотника.

Показательным получился наш разговор с ними. Вот он целиком и дословно.
Мы: - Здравствуйте!
Они: - Добрый день! Собаку не бойтесь, она не кусается.
Я (шутя): - А что, звери тут водятся?
Они: - Да, гастарбайтеры встречаются…

13.40: пройдя по грунтовке дальше на ЮВ, мы вышли на границу леса и поля.
Здесь мы встретили тех же охотников, правда, теперь они сидели, а мы пошли дальше. Грунтовки в поле нет, только примятая колёсами трава кое-где. Мы пошли к домам напрямик через поле.
14.10: пришли в Игнатово.
Здесь колодцы во дворах, а дворы закрыты заборами и воротами. Но я заметил в одном из домов дымок из трубы и пошёл туда спросить насчёт колодца. Хозяева - два деда - как раз обедали. Я спросил воды, и они позволили набрать её из своих бидонов. Оказывается, они берут её из родника, мимо которого, судя по их описанию, мы прошли совсем недалеко, когда подходили к деревне. Но времени искать родник у нас уже не было, нужно было идти дальше.
Бетонный мост через Пахру находится метрах в 70 от деревни. За мостом мы пошли прямо на Ю, полагая, что приток Пахры, через который нам нужно было перейти, узкий и мелкий.
Оказалось, что это совсем не так. Приток мало где уступает Пахре по силе и ширине. Полчаса мы шли вдоль извилистого берега, но переправы нигде не было. Настораживало отсутствие тропинок на берегу: значит, люди здесь и не переправляются, и даже не ходят. Отдыхать здесь тоже трудно: везде стоит навозный запах, иногда разгоняемый ветром с поля.
В километре к Ю, на окраине Новоково, обозначен мостик через реку, но мне хотелось пройти напрямик именно здесь.

Облом бобра: дерево перегрыз, но оно затряло ветками и не упало!

Тащу бревно на переправу.

15.10 - 30: всё-таки место нашлось. От нашего берега до кочки в середине русла бревно уже лежало, я перепрыгнул с кочки на другой берег (с рюкзаком так бы не получилось) и притащил второе бревно (чтоб не прыгать, а по нему перейти). Получилось!

Оля переходит через реку.

Дальше пошли по полю прямо на Ю, по пашне. Идти было легко, так как земля замёрзла и совершенно не проминалась под ботинками.
15.40: вышли на грунтовку Новиково-Лукино З-В и пошли по ней на В. В это время Оля справедливо заметила, что начинало смеркаться. Мы искали поворот на Ю, в сторону Акулово.
Поворот нашёлся. По грунтовочке мы прошли на Ю к краю леса.
16.20 - 17.05: сидим у дороги и пьём остатки чая с паштетом и хлебом.
Окончательно стемнело. Мы решили идти по грунтовке-просеке ещё пару километром в сторону Акулово, а потом заночевать.
17.15: пройдя несколько десятков метров после перекуса, мы заметили впереди совсем близко огни домов. Видимо, это были какие-то дачные участки неизвестного размера. Мы свернули в лес и встали на ночную распаковку.
Ища место для палатки, я немного заблудился: мне казалось, что нужно идти на З, чтобы удалиться от просеки С-Ю, и я так и сделал, но очень скоро между деревьями забрезжило поле, что указывало на то, что мы идём вдоль просеки назад, а этого нам не надо было. И Оля сказала, что по её ощущениям, мы идём не вбок, а назад. Я решил разобраться во всём утром, при свете дня, и скинул рюкзак.

Бревно подо мной начало трещать - пришлось прыгать.

14.12.2008

7.10: я проснулся, были ещё сумерки.
8.50: закончили завтрак, начали собираться. Я сходил на разведку. Оказывается, мы ночевали в 400 метрах от домов, а грунтовка-просека в лесу плавно поворачивает с Ю на ЮВВ.
9.45: вышли с места ночной распаковки.
9.50: по грунтовке вошли в большой дачный посёлок. Я сразу понял, что это не Акулово, а дачи около дома отдыха "Плесково". Позже и название увидели: СНТ "Тимирязевец". Сонный сторож объяснил нам, как дойти до остановки автобуса.

10.20: пришли на остановку автобуса №512, который идёт отсюда до метро "Тёплый Стан". Но маршрутка подъехала немного раньше, да к тому же выяснилось, что Оля имеет предубеждение к автобусам и при наличии выбора ездит только в маршрутках. За 70 рублей мы быстро и без пробок - всего за час - доехали до метро.

Заключение:

1. Пройдено неизвестное количество километров (по моим ощущениям, около 20) за 8 часов "грязного" ходового времени. Средняя скорость движения составила около 2,5 км/час. Такая маленькая скорость объясняется незнанием пути (часто приходилось ходить без тропы и по целине), наличием препятствий (реки), а также общим нежеланием быстро идти. Основной целью путешествия был отдых, поэтому вариант "максимум" был отвергнут нами ещё 12.12.2008.
2. Ночью температура воздуха была около -5°С, днём около -1-2°С. Солнце ни разу не выглянуло из-за облаков, небо было однотонно серым всё время.
В очередной раз я почувствовал интересный температурный феномен вечером в палатке. Она была маленькая и прогрелась быстро. Пар изо рта перестал идти, лежать в одежде и без спальника было вполне комфортно. Я наивно понадеялся, что можно так и остаться спать, но буквально через несколько минут мой оптимизм резко пропал: холодало на глазах. Я не стал дожидаться момента, когда начну дрожать, и укутался в спальник.

3. Полное отсутствие снега и замёрзшая земля очень позитивно влияют на скорость передвижения по лесу и полям. Разница между пашней и грунтовкой не в твёрдости, а в неровности.

Выводы:

1. Нужно обязательно пройти этот красивый маршрут целиком, но избегая дачных участков.